Картина мира
Летом наши села наполняются новой жизнью. Домой возвращаются студенты, к бабушкам приезжают погостить и погулять городские внуки, дачники населяют огороды и пастбища.
Но есть люди, которые приезжают в суземские деревни и села… за вдохновением. Киевский художник Виктор Александрович Каверин первый раз приехал в поселок Челюскин по совету знакомых 27 лет назад и с тех пор каждое лето проводит на берегу Неруссы, запечатляя в своих картинах необыкновенную природу здешних мест и колоритных людей, населяющих наши края.
— Под Воронежем, где я провел детство, и около Киева, где сейчас живу, природа подчинена человеку, заорганизована, можно сказать, загнана в резервации, где ее используют для своих нужд земледельцы или отдыхающие. А художник ищет природу нетронутую, дикую, живую. Ему важна тишина. И все это я нахожу в брянском лесу, — говорит Виктор Александрович.
«Шарм условности провоцирует зрителя на мыслительную работу, — пытается донести суть своей работы художник, — картина – это не прямая речь, а метод подсознательного общения». Впрочем, есть среди его работ и вполне узнаваемые портреты, и четко вырисованные пейзажи. Но каждая картина несет гораздо большую смысловую нагрузку, чем кажется на первый непрофессиональный взгляд. В ней заключен драматизм, опирающийся на историческую ретроспективу и природную стихию, что неизменно выдает в художнике и его политические воззрения, и национальную принадлежность.
У Виктора Каверина, который является членом Союза художников СССР с 1986 года, прошло несколько персональных выставок в Киеве и Москве. Он является одним из наиболее известных художников Украины. Но какая теплота разливается в сердце, когда заходишь к нему на сайт и в цикле картин «По Руси» видишь знакомые лица и места. Вот здесь мы собирали ягоды, здесь косили сено, такое же солнце над рекой встречало нас на рассвете, и этот дуб, и коровы – все вроде бы обычно, но в интерпретации мастера приобретает такие краски и экспрессию, что начинаешь чувствовать дурманящий зной или едкую сырость, звенящую прозрачность березового тумана, радугу, переполненную счастьем, и пустоту одиночества.
О его картинах нельзя сказать «красиво» или «похоже». Это, повторюсь, не фотография. Это не работы русских передвижников конца 19 века. Но на них можно смотреть долго и внимательно, подчиняясь воле художника, и открывать в себе и в окружающем мире объединяющие созвучия.
Виктор Александрович еще и прекрасный рассказчик, любитель и знаток истории. Просто говорить с ним – уже удовольствие. А когда начинаешь понимать, что картины – это продолжение его жизненной философии, выстраивается гармоничная картина мира: наша природа способна поднять человека к высотам космического сознания в музыке, литературе, живописи… Нужно только увидеть и прислушаться…
Елена ПУЛЬНОВА