Все вокруг в белых снегах, а я рядом с папой в санях

На предложение нашим постоянным читателям поведать о своих родственниках почтенного возраста в ознаменование Международного дня пожилых людей отозвалась Виктория Ивановна Бабанина.
Виктория Ивановна – специалист по экологическому просвещению заповедника «Брянский лес». Она рассказала о своем отце.
В почтенном возрасте, Иван Александрович Гнучев ушел из жизни. Однако, в памяти своих потомков, и тех людей кто его знал, он по сей день остаётся человеком мудрым, с душой молодой и прекрасной.
Иван Александрович работал звероводом в Хоперском заповеднике. Его доброта и умение находить общий язык не только с людьми, но и с животными прочно вошли в историю Хоперского заповедника. «Был у нас зверовод Иван Александрович Гнучев. Он со всеми животными ладил, как в той сказке, в которой главный герой понимает язык птиц и зверей. Например, у него был петух, который встречал его с работы. Завидев на дороге хозяина, бежал к нему, тот подставлял петуху сначала колено, потом плечо, а оттуда птица попадала на кепку. Зубры Ивана подпускали настолько близко, что он кормил их с руки яблоками» — вспоминает легендарного коллегу руководитель «зубропарка» Хоперского заповедника Николай Карпов.
Виктория Ивановна рассказала, что её отец был родом из села Алфёровка Новохопёрского района Воронежской области. Ветеран-фронтовик, во время Великой Отечественной он воевал в качестве пулеметчика. Затем стал участником войны с Японией. По её окончании, некоторое время жил на Дальнем Востоке. О войне вспоминать не любил и почти ничего не рассказывал.
«В начале 70-х годов, когда мне было три года, мы переехали в Калиново — село в Новохоперском районе Воронежской области. Папа трудоустроился в заповедник зуброводом. А мама — Римма Андреевна работала на пантоварке, где обрабатывали панты — срезанные рога пятнистых оленей», — рассказывает Виктория Ивановна.
Иван Александрович часто брал с собой на работу дочь. Не потому, что её не с кем было оставить, а потому, что любил, когда она была рядом. Он знакомил её с окружающим миром и с природой, которую очень любил и, которая по всей видимости отвечала ему взаимностью. Он никогда никого не ругал за непонятливость. Никогда не кричал и не возмущался, но со всеми беседовал, терпеливо растолковывая непонятное. «Папа даже пчелу-плотника, есть такой довольно агрессивны вид, пытался к рукам приучить. А петух, действительно, бежал встречать его каждый раз от самого дома», — рассказывает Виктория Ивановна, вспоминая, что именно отец научил её видеть красоту природы и неустанно удивляться хрупкому равновесию и разумной гармонии окружающего мира.
К зубрам Иван Александрович относился как к друзьям. Заботился о гостинцах для них. «Когда мама пекла пироги, то папа обязательно часть из них, прихватывал для угощения своим огромным питомцам. А случалось, что и в Новохоперск ездил специально покупать зубрам пирожки. Говорил — они ждут» — улыбается Виктория Ивановна.
В 70-х годах в Новохоперский заповедник часто приезжали экскурсии, в том числе и иностранцы. Зубров собирали на кормовой площадке и там показывали гостям. «Однажды папе понадобилось срочно их загнать. В тот день он как раз взял меня с собой. Запряг коня Жучка, посадил меня в сани. У папы был охотничий рог. Он дул в рог. На звук рога собирались зубры и шли за нами. Все вокруг в белых снегах, а я рядом с папой в санях, и громадные мохнатые звери идут за нами — воспоминание на всю жизнь» — завершила рассказ об отце Виктория Ивановна – сама уже дважды бабушка…