В Стародубе открыли реконструированную «Стену Памяти»
6 сентября в Стародубе Брянской области состоялось торжественное открытие обновлённого ...
Сбор и продажа лесных даров давно стала излюбленным видом заработка многих наших земляков. Или вынужденным? Сначала черемша, затем ландыши, земляника, черника, опята, лисички, брусника и клюква. С ранней весны до глубокой осени.
Кто-то сдает собранное скупщикам по бросовой цене, но зато быстро и все сразу. Кто-то предпочитает самостоятельно стоять на рынке. Кто-то набирает заказы от знакомых и производит сбор и доставку лишь в соответствии с этими заказами. Кто-то сидит на обочине трассы, в местах, где машины обычно замедляют свой ход. Действительно ли на лесных дарах можно неплохо заработать, или это всего лишь возможность хоть как-то выжить при катастрофической нехватке финансов? Послушаем же, что говорят сами «охотники» за лесными дарами.
Сразу отметим, что ни один из опрошенных не пожелал представиться, о том, чтобы сфотографироваться, и речи быть не могло: «Не нужно это! Еще налоги принесут», — испуганно отмахивались люди. Нет. О налоге речи нет, шум, поднятый в некоторых СМИ в начале года, не подтвердился. Право собирать лесные дары никто не отменял: Лесной кодекс РФ, статья 11, часть 1: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов». Понятно, что не в промышленных масштабах…
Мужчина средних лет из крупного суземского села рассказал, что благодаря лесным дарам они в тандеме с супругой зарабатывают более чем прилично: «За пару месяцев дочери на свадьбу заработали! Платье ей дорогое, красивое купили». В ходе разговора уверенно, с долей некоторого презрения, мужчина заявил, что за зарплату журналиста в районной газете трудиться бы никогда не стал. Он скупщик, но и сам собирает все, начиная с ландышей. Говорит, что в земляничный сезон каждый день поднимается в четыре часа утра и вместе с соседями едет в Севский район – там земляники больше. До обеда успевает насобирать ведро ягод самостоятельно. Скупает то, что собрали соседи. Во второй половине дня колесит по району, скупая набранное другими людьми. На следующий день утром отправляет супругу с ведрами на электричке в Брянск. Супруга торгует на рынках города. По словам мужчины, продает и литрами, и стаканами, и ведрами – как повезет. Говорит, что в один день реально продать до пятнадцати ведер ягод. Бывают дни, когда чистая прибыль у семьи составляет шестнадцать тысяч рублей. К примеру, чернику в Суземке и селах района принимают по цене от ста до ста пятидесяти рублей. В Брянске на рынке литр стоит уже триста рублей. Мужчина уверил, что выгоднее продавать в Брянске: несмотря на затраты на бензин и оплату проезда супруги до Брянска и обратно, оплату места и лабораторных исследований ягод, все равно весьма выгодно.
Но бывают дни, когда люди в Брянске не желают покупать чернику даже по двести рублей: «Всякое бывает. Бывает, что и не всё продаём. Тогда остатки кладем в свою морозилку – запас на зиму», — говорит мужчина. Помимо ягод, семья содержит немалое личное подсобное хозяйство, в котором и свиноматка, и всевозможная птица. Мясо продают тоже. Мужчина обаятельный, если супруга под стать ему, то совсем неудивительно, что торговля у них идет слаженно, и дом «полная чаша».
Женщины на рынке не были столь довольны и радостны. Во-первых, они ничего не скупают. Встают рано утром. До леса добираются на автобусе, на велосипеде, а то и пешком. Собранные ягоды на следующий день продают в Суземке — на рынке, исключительно самостоятельно. Потом опять в лес… И так каждый день.
Одна из них рассказала, что ее пенсия составляет восемь тысяч рублей. Четыре из них она отдает внуку, чтобы он мог учиться. Учится внук платно, цена обучения — шестьдесят тысяч в год. Родители внука получают около десяти тысяч на двоих. То, что для пожилой женщины это тяжелый заработок, сомневаться не приходится. Изможденная и уставшая, она едва не плакала, жалуясь, на то, что просто вынуждена подрабатывать. Говорит, что экономит на всем, ведь из тех четырех тысяч рублей, что у нее остаются, ей еще надо оплатить коммунальные услуги и купить себе еду. Говорит, что мусора после себя она не оставляет: его попросту нет и быть не может при таком бюджете! Бумажки сжигает в печке. Масло растительное – одной бутылки хватает на месяц. Но квитанция «за вывоз мусора» приходит ежемесячно. Говорит, что обращалась в управляющую компанию. Но там лишь накричали на нее: «Обругала их, конечно. Заплакала да пошла. Что тут поделаешь? Видишь, зуба ни одного нету. А вставить не за что! Всю жизнь работала и не заработала! Для меня пятьдесят рублей — большие деньги!».
Другая рассказала, что ей одной пенсии вполне хватает, но раза два в неделю она собирает и продает ягоды или другие лесные дары, чтобы помочь детям и внукам: «Все время кому-то что-то надо, а помочь-то хочется!» — говорит она.
Одна из женщин средних лет — мама студента. Студента она тоже привлекает к сбору ягод: «Пусть зарабатывает себе на учебу!». Тем не менее, говорит, что в прошлом году не смогла собрать нужную сумму и занимала часть денег у сестры. Вот уже подходит пора делать очередной взнос в ВУЗ, а нужной суммы все еще нет. И сестре долг еще не вернула. Это несмотря на то, что трудится она без выходных и праздников. Зарплаты у них с мужем минимальные.
Еще одна женщина рассказала, что пенсия у нее чуть выше десяти тысяч рублей, но льгот никаких нет. Живет в частном доме, где постоянно надо что-то ремонтировать. Деньги нужны! В сезон она таким образом «подзарабатывает».
На трассе люди, а среди них встречаются и молодые, говорят то же самое: «надо заработать на учебу», «надо сделать ремонт», «надо помочь детям». На рынок они не идут потому, что там и так достаточно велико предложение. А на трассе обычно берут ведрами, чаще всего гости из других регионов, в которых нет лесов. Они даже не торгуются.
Судите сами, дорогие читатели, насколько приемлема для вас такая подработка. Только если уже решаетесь на нее, не относитесь к лесу потребительски: сбор черники «комбайнами» приводит к повреждению черничника. Так и его извести недолго. Рога, вот еще, понадобились какому-то приезжему гражданину… Теперь еще и за рогами побегут страждущие, ведь был бы спрос… Хорошо, если эти самые рога с живых зверушек сдирать не станут!
Татьяна МАЧУЛИНА
6 сентября в Стародубе Брянской области состоялось торжественное открытие обновлённого ...
Погарская сигаретно-сигарная фабрика, являющееся градообразующим предприятием района, активно ...
На Погарской картофельной фабрике Брянской области разворачивается строительство новых ...
Погарский физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) после проведенного капитального ремонта ...
В Погарском районе Брянской области активно обновляется система здравоохранения, что ...
В Брянской области активно осуществляются проекты по благоустройству и созданию комфортной ...