Деньги из дерева, глины и воздуха

Сегодня очень болят руки. Потому что вчера целый вечер пилила. Да, понастоящему, ручным лобзиком пилила фанеру, пытаясь извлечь из нее замысловатые узоры. И теперь на выходе имеем три загогулины с неровными срезами и зазубренными краями, но сердце мое торжествует. Кажется, я нашла себе занятие по душе, которое позволит с пользой провести долгие зимние вечера…

/var/www/html/gazeta suzemka.ru/wp-content/uploads/2017/11/gridin
Но если для многих из нас выпиливание, резьба по дереву, токарные работы – это просто хобби, то для Леонида Дмитриевича – это часть жизни, профессия. С 1974 по 1991 год он работал в сувенирном цехе Суземского лесокомбината. Сейчас слушаешь, и не верится, что когдато у нас делали столы, стулья, шкафы из массива дерева и еще массу деревянных сувениров различного рода – от ложек до хлебниц. А кухонный набор, состоящий из разделочной доски, шести рюмочек, толкушки, лапшерезки, молоточка для отбивных и скалки, был визитной карточкой России в странах Европы – шел на экспорт в Германию, Францию, Италию и пользовался большой популярностью.
А сейчас, как вы думаете, был бы спрос на эти сувениры? – спрашиваю у мастера.
Конечно, отвечает он, это же дерево!
10 человек в сувенирном цеху были обеспечены постоянными заказами: точили, пилили, резали, рисовали. Во многих домах наших земляков до сих пор можно встретить некоторые вещицы из того ассортимента. Но с началом перестройки, когда в стране резко кончились деньги, за поставки сырья требовали предоплату, а за произведенную продукцию «забывали» рассчитаться, начался крах промышленной деревообработки. До сих пор, когда Л.Д. Гридин вспоминает о тех временах, в глазах его и голосе сквозит печаль…
Но, несмотря на печали, болезни и возраст, а ему уже восемьдесят, Леонид Дмитриевич не теряет профессиональных навыков. Постоянно чтото придумывает и занимается «деревянным творчеством». Еще совсем недавно делал музыкальные инструменты, различного рода трещотки для фольклорного коллектива «Околица», для домамузея Тургенева в СпасскомЛутовиново, делал доски для Городецкой росписи, резные полочки, игрушки для КДЦ «Радуга», а для родных и друзей – наличники, узорные рамки для картин, подставки для цветов и вообще все, что можно сделать лобзиком – это его любимый столярный инструмент.
Причем не электрический, а именно ручной – так он привык и так ему больше нравится. Хотя недавно в Петербурге купил крохотный электрический шлифовальный стоматологический инструмент, которым очень ловко обрабатывать края фанеры. Радуется своему приобретению. И вот что интересно: практически все свои изделия мастер просто дарит людям, обижаясь, когда его спрашивают про цену.
А ведь, на самом деле, мы часто просто не знаем цену своему труду. То, что мы так запросто разбазарили и забыли в начале девяностых, сейчас могло бы приносить немалую выгоду. Сейчас днем с огнем не найдешь в Суземке той же деревянной ложки, глиняного кувшина, берестяного короба, домотканого половика. Понятное дело, все это вышло из употребления и не является предметом первой необходимости. Но мыслить нужно не сиюминутной выгодой, а стратегически: чем дальше в глубь веков уходят ремесла, тем они ценнее с эстетической и исторической точки зрения.
Несколько раз уже писала об этом и снова повторюсь: наверняка не стоит ожидать, что в ближайшее время на нас прольется золотой дождь инвестиций и в нашем краю откроются какието грандиозные промышленные предприятия, которые смогут обеспечить народ работой и достойной заработной платой. Но у нас есть то, что может приносить доход просто по факту удачного географического расположения: брянский лес остался, пожалуй, единственной огромной зоной тишины и спокойствия, «медвежьим углом» в Центральной России. И этим можно и нужно пользоваться: чистый сосновый воздух, экологически чистые продукты, разнообразные дары природы, народные ремесла, обряды, местная кухня, исторические места – все это должно работать на нас.
И все мы были бы не против, если бы к нам приезжали туристы и пополняли бюджет. Но никто не приезжает на пустое место. Взять, к примеру, тот же заповедник: лет этак семь назад там не было ни благоустроенных кордонов, ни тематических троп, ни сувенирной лавки. И количество туристов в год не превышало несколько десятков, хотя и природа была та же, и звери, и птицы. Но пришли к руководству новые люди, поставили перед собой перспективные цели, и теперь количество туристов исчисляется тысячами! Клуб путешествий «Свежий ветер» продал 12 путевок в «Брянский лес» (экскурсия по заповеднику и возможность пообщаться с Игорем Шпиленком) за полчаса! Как говорится, вывод напрашивается сам собой.
Но комуто нужно этим заниматься. И начинать с малого – возрождать исконные ремесла, концентрировать народных мастеров и умельцев. Уйдет время, и мы можем навсегда потерять и то немногое, что у нас есть. Кстати, если среди наших читателей есть те, кто умеет плести лапти, отзовитесь, пожалуйста!