Выпускники написали итоговое сочинение
4 декабря 2024 года – основной срок проведения итогового сочинения. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. 61 одиннадцатиклассник из восьми средних школ района выполнил эту работу.
В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью: Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека», Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Для Брянской области были предложены следующие темы для написания итогового сочинения:
№ 112 – «Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
№ 213 – Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
№307 – За что дети могут уважать своих родителей?
№ 404 – Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?
№ 510 – Какая угроза способна объединить человечество?
№ 604 – Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Во время проведения итогового сочинения участникам было запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Наиболее популярной среди выпускников района оказалась тема № 213, ее выбрало подавляющее большинство обучающихся – 46. Еще 12 человек выбрали тему № 307, темы же № 112 и № 510 соответственно всего 1 и 2 обучающихся.
Для написания работы участникам отводилось 3 часа 55 минут. К проверке допускались работы объёмом не менее 250 слов, соответствующие требованию «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Для проверки работ в каждой школе созданы комиссии, состоящие из учителей русского языка и литературы. Эксперты оценивают работы обучающихся по пяти критериям (соответствие теме, аргументация (привлечение литературного материала), композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность) по системе «зачёт»/«незачёт».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Суземская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.Г.Кобякова» Иванова Ольга Викторовна отметила: «Не все темы, предложенные в этом году, с моей точки зрения, были понятны обучающимся, что объяснимо. Темы № 213 и № 307 достаточно понятны детям, в связи с близкой смысловой нагрузкой: взаимоотношения с родителями, нравственные поступки. Темы третьего направления требуют более глубокого философского осмысления и спокойного размышления, а итоговое сочинение – это временное ограничение. Ребята в течение долгого времени готовились к этому виду работы, поэтому, надеюсь, они справятся с допуском к ЕГЭ».
Своим мнением о необходимости итогового сочинения поделилась Павлович Галина Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Суземская СОШ № 2 имени В.И.Денисова»: «Как учитель, я полностью согласна с мнением Натальи Дмитриевны Солженицыной, которая в свое время говорила о необходимости данного экзамена, ведь чтение книг формирует у подрастающего поколения «правильный» взгляд на мир. Отрадно, что банк тем пополняется с каждым годом и включает в себя несколько разделов. Очень хорошие и доступные формулировки тем 2024-2025 учебного года. А еще при желании сочинение может стать хорошим дополнением к папке индивидуальных достижений при поступлении в вуз. Приятно осознавать, что обучающиеся работают с материалом отечественной литературы, также используются зарубежные произведения, детективы, научно-популярные труды. Моя главная задача – увидеть, какой багаж знаний собран за годы учебы в школе и насколько эффективно он используется. Еще это хороший тренинг для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. На данный момент, как мне кажется, такой формат допуска к итоговой аттестации необходим».
После завершения работы о своих впечатлениях рассказал Криштапов Сергей, обучающийся МБОУ «Суземская СОШ № 2 имени В.И.Денисова»: «В день написания сочинения нам было предложено по две темы из каждого раздела. Я выбрал тему № 213 «Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?». Она показалась мне интересной, потому что дала возможность порассуждать о том, что такое уважение, какие поступки достойны его. Раскрывая данную тему и используя примеры из художественной литературы, я надеюсь, мне удалось создать работу, соответствующую всем требованиям, которые предъявлены к написанию итогового сочинения. Спасибо всем педагогам, администрации школы за подготовку и проведение этого экзамена-допуска».
Юлия Шагаева