Женщины выдержат все

Тем более, если рядом надежный друг! Елену Николаевну Андросову (Шупикову) муж, родственники, друзья и сослуживцы поздравляли в День защитника Отечества и, конечно, будут поздравлять в Международный женский день. Хоть и защитник Отечества, даже более того – участник боевых действий, но прежде всего она женщина: жена и мама.
Стать военнослужащей Елена решила, еще учась в школе. На принятие такого решения, в какой-то мере, повлиял дядя – кадровый офицер, и в какой-то мере, отчим – ветеран боевых действий в Афганистане. Но большей частью, стремление было обосновано собственным волевым характером девочки, да и военная форма ей нравилась куда более красивых платьев! Из всех школьных фотографий она лишь на одной в платье, на всех других в военной форме — как мальчики.
Поступить в военное учебное заведение сразу по окончании школы возможности не представилось. Поступила и успешно окончила Рыльский авиационно-технический колледж гражданской авиации по специальности «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования и организация воздушного движения». Поехала в Брянский военкомат, но там отказали: вакансий по данной специальности нет. А через три месяца позвонили сами и предложили службу на военном аэродроме в Кубинке — там, где дислоцируются истребители «Кубинский бриллиант». В военном авиационном отряде. На собеседовании выяснилось, что соискательнице вакансии предстоит сдать нормативы по физической подготовке и пройти «Курс выживания». Елена всерьез занялась спортом: стала посещать ФОК, стала ежедневно бегать…
Через месяц службы на аэродроме Елену отправили в первую командировку: в войска РХБЗ под Москвой — проходить «Курс выживания». В течение месяца ежедневный ранний подъем, полевые выходы, рытье окопов, двухнедельная жизнь в землянках, опять рытье окопов, марш-броски в полной боевой выкладке. Мужчин среди новобранцев, естественно, было больше, чем женщин, коих всего-то было двадцать пять, но восемь мужчин отказались от службы – не выдержали. А женщины выдержали! Все, как одна!
Возвратившись в отряд, Елена под руководством непосредственного начальника училась готовить самолеты к вылетам, устранять неполадки, о которых сообщали летчики. Вечера просиживала над книгами по радиоэлектронному оборудованию. Вторая ее командировка была в ОКБ Туполева, где два месяца она изучала теорию по эксплуатации самолета ТУ. Третья длительная командировка — в Казань. Там, на авиационном заводе С.П. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» она прошла практику. Жила в гостинице. Казань впечатлила: «Мужу больше нравится Москва, а мне Казань понравилась. Красивый город! Я бы хотела в нем жить».
Владислав Николаевич Андросов долгое время был для Елены хорошим другом и не более того. Познакомились молодые люди как попутчики, добирающиеся на учебу в Рыльск, в один и тот же колледж. Из Суземки в Рыльск нет прямого автобусного сообщения. Их отвозили на своих машинах родители: либо ее, либо его. Сдружились. Стали вместе проводить свободное время, стали навещать друг друга. Переписывались и созванивались, когда Владислав проходил срочную службу в ракетных войсках. Демобилизовавшись, он готовился связать свой трудовой путь с гражданской авиацией, но Елена настояла на том, чтобы он продолжил военную службу — в той части, где уже служила она.
Окончательно их сблизила командировка в Сирию. Там, на авиабазе Хмеймим, Владислав стал своей подруге и защитой, и поддержкой, и самым близким человеком, который о ней неустанно, безропотно заботился и продолжает заботиться. Женских специальностей в армии немало, но эксплуатация самолетов к ним не относится. В летном отряде Елена — единственная женщина, занятая подготовкой самолетов к вылету. В Хмеймиме их отряд разместился в жилых модулях, в которых имелось все необходимое для полноценного несения службы и поддержания работоспособности в условиях сильной жары. Там были душевые, были туалеты, но… нигде не было запирающихся дверей! Горячей воды не было и в помине. В модуль, занимаемый женщинами, Елену перевели только спустя месяц нахождения на авиабазе. Пережить же этот месяц, соблюдая элементарную гигиену, в тесном соседстве с сослуживцами — мужчинами Елена смогла лишь благодаря Владиславу. «Там не жарко, а очень-очень жарко!» — улыбается она, вспоминая о том, как ей приходилось носить ту же форму, что и в Кубинке. Нет, им выдали ту, которая соответствовала климату, но вот обуви тридцать шестого размера к ней не нашлось. А носить ее без этой «форменной» обуви, оказывается, недопустимо!
К ноябрю по ночам резко стала падать температура: дневной зной сменяла леденящая стужа. В женском модуле жить было уже несравнимо комфортнее! Даже баня два раза в неделю на полчаса предоставлялась женщинам. Перед сном внимательно осматривали помещение и кровать: «гости» в виде змей, скорпионов и других ядовитых пустынных тварей — обычное явление. Однажды Елена смахнула с головы какую-то ядовитую сороконожку, которую не разглядела, ложась в собственную постель. Чудом избежала укуса. Впрочем, на войне любое чудо объясняется, тем что «уберег Бог». Там многие становятся людьми глубоко верующими. В Хмеймиме и мужчины, и женщины часто посещали небольшую церковь, установленную прямо на авиабазе. И молились они там ежедневно — весьма искренне. При церкви батюшка хороший – добрейшей души человек, все изумлялся: как это Елена с «неженской работой» справляется? Кормили сносно: три раза в день. По воскресеньям перед военнослужащими выступали звезды российской эстрады. Елена вспоминает, что эти концерты действительно привносили приятное отвлечение в их напряженные будни в условиях войны. Вот, пожалуй, и все из того, что можно свободно рассказать о командировке на авиабазу Хмеймим. После нее у Елены и у Владислава остались медали «За участие в военной операции», Грамоты на арабском языке от министра обороны сирийско-арабской республики, Грамоты от командования в честь Дня разведки – 5-го ноября, и взаимное чувство – любовь. Именно после командировки в Сирию молодые люди поняли, насколько дороги они друг другу.
У них не было пышной свадьбы: лишь друзья. В октябре, на Покров, в брянском городском роддоме Елена родила доченьку. Назвали Марией. Пока Елена с малышкой живут в Суземке – у бабушки, надеясь в скором времени уехать к папе. Владислав регулярно навещает семью. Все мысли молодой мамы, конечно, занимает малышка, «Но, по самолетам и летному отряду уже соскучилась», — говорит Елена. Когда дочка подрастет, Елена продолжит служить Отечеству.