История и развитие школы-интерната для слабослышащих детей в Новозыбкове
Несмотря на то что Великая Отечественная война еще не закончилась, в Новозыбкове начали работу по созданию учебного заведения для особой категории детей — тех, кто столкнулся с проблемами слуха. 30 июля 1944 года Брянский облисполком принял решение открыть в городе школу-интернат для глухих детей.
В считанные месяцы, к 1 декабря, учреждение было укомплектовано, и уже 4 декабря прозвучал первый звонок для учеников. В школе на тот момент работали директор Михаил Лифшиц, три учителя и три воспитателя. Первые занятия проходили в доме по улице Ленина, которое сохранилось до сих пор и теперь используется как магазин.
Первые ученики, среди которых было много сирот, сталкивались с трудностями. Им приходилось не только учиться, но и работать: заготавливать дрова, топить печь и носить воду. В условиях послевоенной разрухи вместо тетрадей использовали газеты и обои, а чернила делали из столовой свеклы.
В 1948-1949 годах по улице Коммунистической, 4 был построен новый учебный корпус и оборудован интернат. Появились мастерские, где ребята могли осваивать трудовые навыки. Однако количество учеников росло, и вскоре места стало не хватать. В 1964 году началось строительство нового современного трехэтажного здания, которое вскоре стало полноценным центром образования для слабослышащих детей.
Почти 30 лет школой руководил Константин Сержанин, который укрепил материально-техническую базу и перевел котельную на газовое топливо. С 2000 года директором был назначен Владимир Новиков, который обновил школьные помещения и оборудовал компьютерный класс.
С 2018 года под руководством Елены Батурской учреждение стало активно развивать безбарьерную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Были обновлены окна, двери, санузлы, а также получена лицензия на реализацию образовательных программ. Девушки теперь могут учиться на швею или повара прямо в школе, а также проводятся конкурсы «Абелимпикс».
Специфика работы со слабослышащими детьми требует особого подхода, что видно на всех занятиях — от уроков до работы логопедов и дефектологов. Педагоги, такие как Елена Черненко, помогают детям развивать память и речь, обучая их общению.
Большую роль играют благотворители, которые помогают детям с подбором слуховых аппаратов. Например, для девочек заказывались миниатюрные аппараты, выглядящие как украшения.
Особое внимание уделяется трудовому обучению. Хотя оборудование в мастерских устарело, талантливые педагоги, такие как Александр Гончаров, который сам является выпускником школы, продолжают создавать удивительные изделия вместе с учениками. Это подчеркивает важность и уникальность подхода школы-интерната к обучению и воспитанию детей с проблемами слуха.
Школа-интернат в Новозыбкове гордится своим богатым прошлым и уверенно смотрит в будущее, открывая множество возможностей для своих учеников и педагогов.
Источник и фото: «Маяк 32»