Ловись, рыбка, у больших и маленьких!

При слове «рыбак» подсознание рисует подвыпившего пожилого мужчину в плаще и сапогах, с деревянными удочками на плече и пустым садком. Или загоревшего до черноты мальчишку в подвернутых штанах с крохотными карасями в трехлитровой банке.
Такими рыбаки были в моем детстве.
Сейчас они совсем другие. Одних только рыболовных снастей целый магазин, многим я даже не знаю названия и предназначения. Какие-то фидеры, воблеры, колебалки… Кажется, на деревянную удочку с поплавком из гусиного пера и грузилом из гайки рыба тоже ловилась неплохо.
— Это все дремучая старина, — прерывают мои ностальгические воспоминания Даша Пустомолотова и Руслан Османов, — вы еще про блесну из ложки вспомните. Нам родители тоже рассказывали, у дедушки до сих пор такого добра целый угол. Но мы ловим не так.
Даша делает резкий замах, и леска с поплавком стремительно летят в воду на несколько десятков метров. Такая ловкость в обращении со спиннингом делает ей честь.
— Давно рыбачишь?
— Лет шесть.
— А тебе самой сколько лет?
— Десять… Меня брат научил.
У Руслана рыбачит мама. У Даши — брат и папа. Вместе и поодиночке они объехали все водоемы в Суземском районе и далеко за его пределами. На счету у Даши двухкилограммовый карп!
Пока мы разговариваем, дети периодически отвлекаются на снасти.
— Идет, идет красавица! — по-взрослому реагирует одиннадцатилетний Руслан, заметив резкое движение поплавка. Крутит катушку, но рыба срывается неподалеку от берега, уплывая вместе с крючком.
— А запасной-то есть?
— А как же!
Он показывает свое снаряжение, разложенное по баночкам, коробочкам и секциям рыболовного бокса. Рядом заботливо упакованные бутерброды, дождевик. Они вместе с Дашей приходят на Побужанское озеро с самого утра и рыбачат целый день, нужно быть готовым к любым неожиданностям.
— Мы познакомились в школе и подружились, потому что у нас общие интересы. Нам неинтересно сидеть дома за компьютером или у телевизора. А рыбалка — это замечательный отдых, природа, свежий воздух, — мальчик читает мне небольшую лекцию о здоровом образе жизни.
— Комары, слепни, дождь, грязь, — поддакиваю я.
— Да, подумаешь, комары! — не сдерживается Даша. — Я на них не обращаю никакого внимания!
— И червяков не боишься?
— Червяки — мои лучшие друзья, — насмешливо заявляет девочка и насаживает на крючок очередного опарыша.
За время нашего пятиминутного разговора ее садок пополнился тремя приличными красноперками. По ее словам, за день можно штук сорок поймать. А, бывало, и сто. Главное, устойчивая погода.
Дети рассказали, что рыбу они больше всего любят сушеную, ту, которую у нас принято называть таранкой. Учитывая масштабы добычи и то, что пива они не пьют, наверняка во дворе дома у каждого из них качаются бесконечные километры проволоки с рыбой. Хороший запас на зиму. Впрочем, не удивлюсь, если увижу детей и на льду, у лунки, закутанных в тулупы. Рыбалка — это такая зараза…
Однако, она может приносить не только удовольствие, но и пользу. В центре реабилитации диких птиц у сотрудника заповедника «Брянский лес» Евгении Кайгородовой находится на излечении речная чайка. Она настойчиво отвергает не только крестьянскую мойву, но и благородные креветки. А вот красноперку уплетает за милую душу. Если у вас появится желание помочь птице свежей речной рыбой — благодарность заповедника и экскурсия по центру реабилитации «Чернолесье», где сейчас, кроме чайки, находятся четыре совы и ястреб, вам обеспечена.
Надо поговорить с Дашей и Русланом, думаю, они согласятся. Тем более, заповедник готов предоставить к их услугам озеро на своей центральной усадьбе. Говорят, правда, что там ничего не ловится… Но это у плохих рыбаков не ловится. А у наших, вот увидите!